1 год ребенку не встает на ножки
Здравствуйте, Полина Львовна!
Меня зовут Наталья, мою дочь – Арина.
Коротко о ребенке: Дочь родилась путем ЭКС в 39 недель, 4400г, 55 см. Беременность протекала хорошо, УЗИ, анализы в норме. Роды начались в срок, течение родов нормальное, в роддом поступила с полным раскрытием, потуги не начинались, дочь не могла опуститься в малый таз и, учитывая тяжелые первые роды с весом ребенка 3800г, срочно сделали кесарево. Дочь сразу закричала, по шкале Апгар 7/8. Из роддома выписали на 4-сутки.
Сейчас ребенку 1 годик и 2 недели вес 10500г, рост 78см. Общее развитие девочки идет согласно возрасту, но развитие крупной моторики как будто немного запаздывает. Но если учитывать индивидуальную особенность ребенка, темперамент (дочь с рождения растет очень спокойным ребенком, нет такого предмета, который заинтересовал бы ее настолько, чтобы она стала делать над собой сверх усилия, она просто переключается на другой предмет), то это могло бы объяснить это отставание.
Этапы развития крупной моторики ребенка: перевороты со спины на живот в 6 месяцев, 7,5 – ползала по-пластунски задом наперед – пятилась и крутилась вокруг своей оси, но не очень активно; 8 мес. – подтягивалась за опору(рука взрослого, бампер) из лежачего положения в положение сидя, но уверенно сидела без поддержки в 8,5 мес., опять же только если посадят, сама не садилась из положения лежа, в 8,5-9 мес. – переход из положения сидя в лежа на животе, но чаще такое случалось случайно, когда тянулась за игрушкой, а в целом смены положений не было вплоть до 11 мес. В 11,5 мес. стала садиться из положения лежа на животе, путем вставания на четвереньки и потом усаживания на попу, 11,5 – стала вставать на коленочки к опоре, и ближе к году освоила ползание на попе, т.е. руки переставляет как при ползании на четвереньках, а ножки: одна согнута (причем всегда правая) как при сидении, другая – ставит с опорой на ступню вперед и так перемещается по всей квартире достаточно активно. Иногда случается, что встанет на четвереньки, так немного проползет, но потом опять вперед выставляет ногу и по-своему продолжает.
Общие особенности развития: знает “своих”/”чужих”, показывает взглядом на знакомые предметы, делает “Сороку”, показывает части тела, на себе и на других, машет “пока”, делает “Ладушки” с 9,5 мес., “звонит” по телефону, собирает мелкие предметы (макароны) в стеклянную баночку, вкладывает колпачки друг в друга, ставит кубик на другой, листает книжку, откручивает пробку от бутылки и прикручивает, лепечет с самых ранних месяцев очень активно, на настоящий момент четко произносит: “мама”, “папа”, “баба”, “ка-ка”, “ня-ня”, “да-да” (как ответ, при этом кивает головой – так делает с 9 мес.), “не-не”.
Что беспокоит: ребенок ползает своеобразно, не на четвереньках; не встает на ножки самостоятельно к опоре, если только подтягивать за руки; не переступает ножками при опоре, очень трудно ее посадить, т.е. согнуть ноги в коленях, из положения стоя; и конечно не ходит, но мы и не водим, поощеряя ползание.
Уже давно читаю Ваш форум и подобрала некоторые упражнения:
1. “Седло” – делали очень долго по многу раз в день. Как только научилась достаточно уверенно сидеть делаем иногда просто для игры..
2.”Тачка” – категорически сопротивляется выполнять, не хотела даже опираться на ручки, сейчас опирается, когда катаемся на мяче и при движении вперед выставляет руки и так качаемся. Так же делаем с мяча упор на ножки – хорошо встает.
3.”Катание на мяче” – очень нравится, катается с удовольствием.
4.”Облегченные четвереньки” – не любит делать сразу отталкивается руками назад и пытается сесть. Ей больше нравится стоять на коленках возле опоры.
Очень бы хотела узнать мнение такого опытного специалиста как вы, Полина Львовна, есть ли причина для беспокойства? Если да, то какими упражнениями ребенку помочь в развитии навыков вертикального положения, ходьбы? И стоит ли ребенка обучать вставать к опоре, переступать или ждать пока она сама встанет, так сказать созреет для этого (очень не хотелось бы нажить ортопедических проблем, форсируя события, т.е. делать то, к чему ребенок не готов)?
Помогите, пожалуйста, подкорректировать упражнения с учетом наших проблем. Очень беспокоят ноги, поскольку в процессе нашего своеобразного ползания ноги не тренируются так как это происходит при четвереньках.
Заранее благодарю за ответ
Источник
Natalka01
07.12.2012, 01:24
Здравствуйте, Полина Львовна!
Меня зовут Наталья, мою дочь – Арина.
Коротко о ребенке: Дочь родилась путем ЭКС в 39 недель, 4400г, 55 см. Беременность протекала хорошо, УЗИ, анализы в норме. Роды начались в срок, течение родов нормальное, в роддом поступила с полным раскрытием, потуги не начинались, дочь не могла опуститься в малый таз и, учитывая тяжелые первые роды с весом ребенка 3800г, срочно сделали кесарево. Дочь сразу закричала, по шкале Апгар 7/8. Из роддома выписали на 4-сутки.
Сейчас ребенку 1 годик и 2 недели вес 10500г, рост 78см. Общее развитие девочки идет согласно возрасту, но развитие крупной моторики как будто немного запаздывает. Но если учитывать индивидуальную особенность ребенка, темперамент (дочь с рождения растет очень спокойным ребенком, нет такого предмета, который заинтересовал бы ее настолько, чтобы она стала делать над собой сверх усилия, она просто переключается на другой предмет), то это могло бы объяснить это отставание.
Этапы развития крупной моторики ребенка: перевороты со спины на живот в 6 месяцев, 7,5 – ползала по-пластунски задом наперед – пятилась и крутилась вокруг своей оси, но не очень активно; 8 мес. – подтягивалась за опору(рука взрослого, бампер) из лежачего положения в положение сидя, но уверенно сидела без поддержки в 8,5 мес., опять же только если посадят, сама не садилась из положения лежа, в 8,5-9 мес. – переход из положения сидя в лежа на животе, но чаще такое случалось случайно, когда тянулась за игрушкой, а в целом смены положений не было вплоть до 11 мес. В 11,5 мес. стала садиться из положения лежа на животе, путем вставания на четвереньки и потом усаживания на попу, 11,5 – стала вставать на коленочки к опоре, и ближе к году освоила ползание на попе, т.е. руки переставляет как при ползании на четвереньках, а ножки: одна согнута (причем всегда правая) как при сидении, другая – ставит с опорой на ступню вперед и так перемещается по всей квартире достаточно активно. Иногда случается, что встанет на четвереньки, так немного проползет, но потом опять вперед выставляет ногу и по-своему продолжает.
Общие особенности развития: знает “своих”/”чужих”, показывает взглядом на знакомые предметы, делает “Сороку”, показывает части тела, на себе и на других, машет “пока”, делает “Ладушки” с 9,5 мес., “звонит” по телефону, собирает мелкие предметы (макароны) в стеклянную баночку, вкладывает колпачки друг в друга, ставит кубик на другой, листает книжку, откручивает пробку от бутылки и прикручивает, лепечет с самых ранних месяцев очень активно, на настоящий момент четко произносит: “мама”, “папа”, “баба”, “ка-ка”, “ня-ня”, “да-да” (как ответ, при этом кивает головой – так делает с 9 мес.), “не-не”.
Что беспокоит: ребенок ползает своеобразно, не на четвереньках; не встает на ножки самостоятельно к опоре, если только подтягивать за руки; не переступает ножками при опоре, очень трудно ее посадить, т.е. согнуть ноги в коленях, из положения стоя; и конечно не ходит, но мы и не водим, поощеряя ползание.
Уже давно читаю Ваш форум и подобрала некоторые упражнения:
1. “Седло” – делали очень долго по многу раз в день. Как только научилась достаточно уверенно сидеть делаем иногда просто для игры..
2.”Тачка” – категорически сопротивляется выполнять, не хотела даже опираться на ручки, сейчас опирается, когда катаемся на мяче и при движении вперед выставляет руки и так качаемся. Так же делаем с мяча упор на ножки – хорошо встает.
3.”Катание на мяче” – очень нравится, катается с удовольствием.
4.”Облегченные четвереньки” – не любит делать сразу отталкивается руками назад и пытается сесть. Ей больше нравится стоять на коленках возле опоры.
Очень бы хотела узнать мнение такого опытного специалиста как вы, Полина Львовна, есть ли причина для беспокойства? Если да, то какими упражнениями ребенку помочь в развитии навыков вертикального положения, ходьбы? И стоит ли ребенка обучать вставать к опоре, переступать или ждать пока она сама встанет, так сказать созреет для этого (очень не хотелось бы нажить ортопедических проблем, форсируя события, т.е. делать то, к чему ребенок не готов)?
Помогите, пожалуйста, подкорректировать упражнения с учетом наших проблем. Очень беспокоят ноги, поскольку в процессе нашего своеобразного ползания ноги не тренируются так как это происходит при четвереньках.
Заранее благодарю за ответ
POLINA_S
07.12.2012, 16:32
Добрый вечер, Наталья. прежде всего, хочу поблагодарить вас за внятное и четкое описание развития девочки. Общее впечатление от малышки очень хорошее, скорее всего и без дополнительных усилий все сформируется.
Но желание помочь понимаю, поэтому попытаемся составить план занятий.
Превое, что я ночу сказать: все, что уже у девочки есть в самостоятельном исполнении, насильно делать не нужно. Исключение – если девочке нравится. Например, у Арины есть четвереньки и не нравятся облегченные четвереньки – нет причин их делать. Дальше разберем по вашим конкретным вопросам:
Сейчас ребенку 1 годик и 2 недели вес 10500г, рост 78см. Общее развитие девочки идет согласно возрасту, но развитие крупной моторики как будто немного запаздывает. Но если учитывать индивидуальную особенность ребенка, темперамент (дочь с рождения растет очень спокойным ребенком, нет такого предмета, который заинтересовал бы ее настолько, чтобы она стала делать над собой сверх усилия, она просто переключается на другой предмет), то это могло бы объяснить это отставание.
11,5 – стала вставать на коленочки к опоре Встает ли она на ноги к опоре?
, и ближе к году освоила ползание на попе, т.е. руки переставляет как при ползании на четвереньках, а ножки: одна согнута (причем всегда правая) как при сидении, другая – ставит с опорой на ступню вперед и так перемещается по всей квартире достаточно активно. Так бывает и ничего страшного в этом нет. Привлекайтке Арину перелезать через препятствия, залезать на невысокие возвышения. Если у вас есть невысокое кресло или диван, то учите залезать на него: сначала ставить одно колено, потом качнете Арину на эту ногу и тогда она подтянет вторую.
Иногда случается, что встанет на четвереньки, так немного проползет, но потом опять вперед выставляет ногу и по-своему продолжает.
Я думаю, что эти периоды на четвереньках будут увеличиваться
Общие особенности развития: знает “своих”/”чужих”, показывает взглядом на знакомые предметы, делает “Сороку”, показывает части тела, на себе и на других, машет “пока”, делает “Ладушки” с 9,5 мес., “звонит” по телефону, собирает мелкие предметы (макароны) в стеклянную баночку, вкладывает колпачки друг в друга, ставит кубик на другой, листает книжку, откручивает пробку от бутылки и прикручивает, лепечет с самых ранних месяцев очень активно, на настоящий момент четко произносит: “мама”, “папа”, “баба”, “ка-ка”, “ня-ня”, “да-да” (как ответ, при этом кивает головой – так делает с 9 мес.), “не-не”.
Очень хороший уровень развития
Что беспокоит: ребенок ползает своеобразно, не на четвереньках; Уже написала.
не встает на ножки самостоятельно к опоре, если только подтягивать за руки; Когда стоит на коленках перед опорой, качните на одну ногу (например, левую)и тогда она выставит правую ногу вперед. После этого направьте ее вверх вправо. Опробуйте это на себе.
не переступает ножками при опоре, Покачивайте с ноги на ногу, дожидаясь движения свободной от веса ноги, Одевайте в позе стоя у дивана, особенно нижнюю часть: ботинки, носки.
очень трудно ее посадить, т.е. согнуть ноги в коленях, из положения стоя; Колени сгибать не нужно – это страшно для малышки.
В этом возрасте нормально шлепаться на попку. Помогите сесть на ваши колени (девочка стоит у дивана – вы сзади на коленях) либо на книгу, диванную подушку итд. Одну руку кладете ей на спину и чуть наклоняете вперед, другой рукой обнимаете животик и тянете на себя. Она должна садиться , как вы на стул.
Ходить начнет после того, как будет переминаться у дивана с ноги на ногу.
Пробуйте, пишите, если появятся вопросы.
Natalka01
10.12.2012, 14:25
Здравствуйте, Полина Львовна!
Благодарю Вас за быстрый и подробный ответ 🙂 Очень рада, что в целом картина общего развития дочки сформировала у вас хорошее впечатление. Для меня было очень важно узнать ваше мнение по поводу нашего развития, как высококлассного специалиста, поскольку невролог на осмотре в годик все-таки поставил Арине “темповую задержку моторного развития” назначил лечение, которое включает глиатилин, элькар, пантогам в мизерных дозировках (но все же ноотропные препараты, так или иначе), а также электрофорез с эуфиллином и папаверином, до этого никаких лекарств нам не назначали и мы не принимали.
После вашего ответа, я так воодушевилась, что возможно, Ариночка сама созреет к вставанию/хождению без стимуляции лекарствами..поэтому сейчас нахожусь даже в каком-то замешательстве, стоит ли проходить лечение по схеме, назначенной неврологом..понимаю, что очная консультация имеет большое преимущество перед заочной, но все же.. Если конечно это в Вашей компетенции, как специалиста-дефектолога с большим опытом работы с детками разной сложности, хотела бы узнать ваше мнение по поводу предложенного лечения.. а также, я читала про ваше отношение к массажу и хотела бы узнать, как вы относитесь к физиопроцедурам, которые назначают в таких ситуациях как наша?
Теперь по поводу занятий, которые Вы предложили проводить с Ариной.
К опоре Арина так и не встает, зато лихо стала вставать с моих колен (я сажусь на пол перед диваном или другой возвышенностью, Арину сажаю на колени и привлекаю ее внимание впереди, сама руки держу впереди на диване, она хватается за мои пальцы и встает на ножки), т.е. подъем к опоре у нее только в таком исполнении и только цепляясь за мои руки, либо если сидим на полу перед ее кроваткой, хватается за перекладины.
Также продолжает вставать на коленочки при каждой возможности к любой возвышенности, причем руками почти не держится за опору. В таком положении я пробовала ее слегка качнуть на левую ножку и направить вправо и вверх, как Вы предложили. Но Арина, как только я вмешиваюсь в ее “стояние” на коленках сразу садится на попу и смотрит, не понимая, что мне надо ))) Это же касается и преодолевания препятствий. Ей очень нравится лазить в ванной комнате по шкафчикам, но сама в ванную она залезть не может из-за порожка. Я попыталась сначала заинтересовать ее, чтобы она хотя бы начала пытаться перелезть через невысокий порог, но она стала только верещать (потому что не может залезть, когда очень хочется, находясь вне), когда я немного качнула ее вперед и одно колено поставила на порожек, почувствовав опять мое вмешательство, попятилась назад.
В другой раз опять перед порожком в ванную, когда она встала на коленочки перед ним, я качнула ее на одну ножку потом за ручки стала направлять вверх, но она сразу стала цепляться за мои руки и виснуть, т.е. чтобы я ее перенесла.
Т.е. из всех занятий успешней всего (в удовольствие) проходят упражнения на мяче, привставания с моих колен перед опорой и вставание с моей ноги за ручки.
По поводу переступания у опоры, получается так..Когда Арина встает с моих колен к опоре ножки у нее становятся как вкопанные, как встала так и стоит, я пробовала ее легонько качнуть, она стала немного переступать, но тут же плюхнулась опять мне на колени. Пробовала одевать/раздевать стоя у опоры на ножках, ножки просто не движимы, такое чувство, что она боится упасть, поэтому не двигает ножками, т.е. ведет себя очень неуверенно. Но все равно наметился прогресс в том плане, что она уже не вихляет попой, когда так встает и может одной рукой что-то брать на диване, а другой держаться, но все равно в таком вертикальном положении немного наваливается грудью на диван, когда стоит перед кроваткой, крепко держится ручкой за перекладины.
В связи с таким положением дел наших занятий, не могли бы Вы прокомментировать, все ли я правильно делаю и что продолжать делать, что нет?
Заранее благодарю Вас за внимание и ответ
POLINA_S
10.12.2012, 19:34
Добрый вечер, Наталья. Начну с лечения: насколько я знаю, за рубежом его не используют и таково же мнение врачей нашего форума. Прочитайте сами в частозадаваемых вопросах (ЧАВО)
Про физиопроцедуры – ничего сказать не могу.
Что делать дальше?
Продолжать. 🙂 Может быть не вмешиваться в движение, когда малышка находится в процессе доставания чего-то, или твердого порожка в ванной создавать комфортные для нее ситуации.
Например, возиться с Аришей на полу, чтобы она держась за вас вставала, перелезала через ваши ноги итд
Судя по описанию, девочка встает с колен к дивану и с ноги, держась за руки. Это очень хорошее начало.
Попробуйте все-таки учить вставать с колен.
Встаньте друг напротив друга на колени , возьмитесь за руки и медленно покачивайтесь с ноги на ногу. Больше ничего не делайте – пусть привыкнет. если Арина вдруг выставит ногу вперед, тогда действуйте по схеме 🙂
Учите залезать на кресло или диван, если он не высокий.
Кладете на спинку дивана что-то интересное и помогаете залезть: качните на одну ногу, например, на левую. Правую согните в колене и поставьте на диван. Ждите дальнейших движений девочки.
Пока все. Дня три-четыре пробуйте и пишите о результатах.
Natalka01
11.12.2012, 00:06
Спасибо Вам большое за комментарии и рекомендации.
Будем заниматься 🙂
Natalka01
10.01.2013, 13:31
Здравствуйте, Полина Львовна!
В первую очередь, хочется поздравить Вас с наступившим Новым годом и Праздником Рождества Христова!!! И пожелать здоровья Вам и Вашим близким, а также успехов в Вашем благом деле! Спасибо Вам за вашу помощь и поддержку, которую Вы оказываете мамочкам и их деткам ))))
К сожалению, в связи с неожиданным отъездом в середине декабря, не имела возможности отписать Вам о наших успехах. Благодаря вашим ценным рекомендациям и моим ненавясчивым, но регулярным “приставаниям” к дочке: когда она в положении перед опорой на коленках, покачивала ее в сторону с переносом массы тела на одну ножку и в последующем на другую, а также присаживала ее на свои колени из положения стоя..и вот через 10-12 дней после нашего последнего диалога, Арина стала вставать к опоре )))) Сначала она вставала, цепляясь ручками за что-то, и таким образом подтягивала свое тело вверх, а позже уже в конце декабря, четко “отработав” технику вставания с моей помощью и когда ножки достаточно окрепли, стала вставать к любой опоре и переступать около нее. На данный момент (1 годик и 2 месяца) Арина спокойно встает к опоре, аккуратно садится, если устала стоять, переступает у опоры (одеваемся/раздеваемся, обуваемся/разуваемся у опоры по вашей рекомендации), немного ходит вдоль опоры, перелезает через небольшие препятствия (подушки, одеяла, свернутые валиком), а иногда, когда я или папа сидим на полу, подползает, опираясь за наше плечо/спину, встает и, отпустив ручки, стоит самостоятельно 1-2 минутки ))) Надеемся, в скором времени дочка порадует нас своими первыми самостоятельными шагами )))
За ручки по-прежнему не водим, поощеряя и поддерживая дочку в ее самостоятельных действиях.
Единственный момент, который меня беспокоит – своеобразное ползание Ариши. Она по-прежнему ползает таким образом, что правая ножка в положении сидя, вытянута вперед, а левая опирается в полусогнутом положении (ей она и отталкивается). Даже положение ног она не меняет. Я пробовала ползать за ней и ножку, которая у нее как бы впереди, отводить назад в положение как на четвереньках, так она проползет совсем немного и опять хочет ее переставить вперед..я, следуя за ней, продолжала придерживать ее ножку, но вскоре Арина совсем стала протестовать, как только я оказывалась позади нее, предчувствия мое вмешательство ) В таком ее перемещении меня беспокоит именно неправильное положение ножек и возможное их искривление из-за неравномерной нагрузки. Полина Львовна, что Вы думаете на этот счет?
И по поводу ходьбы: какие лучше подойдут занятия по укреплению этого навыка или достаточно того, что Арина сама немного ходит, держась за опору?
Заранее благодарю Вас за внимание 🙂
POLINA_S
10.01.2013, 15:08
Учите залезать на возвышение из позы стоя у дивана/кресла. Качните на левую ногу, затем правую согните в колене и поставьте на возвышение. Дальше девосчка должна действовать сама.
Нужно делать это в виде игры, когда она ЗАХОЧЕТ залезть.
возвышение должно быть не выше груди.
Точно так же предлагайте и помогай перелезать через препятствия.
Ходьба: вы делаете все правильно. Можно давать в руки большую мягкую игрушку, сами вы стоя сзади придерживаете ребенка за таз, потом уже не держите, а подстраховываете.
Предлагайте переходить от опоры к опоре.
Источник