1 год 9 месяцев моему ребенку капризный

1 год 9 месяцев моему ребенку капризный thumbnail

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Читайте также:  Какие занятие нужно проводить с ребенком 1 год

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Источник

Распространенная картина: ребенок рыдает, стучит ногами, падает на пол, кусается, царапается. Попытки успокоить его не дают результата. Родители в растерянности, а особо чувствительные натуры и сами готовы впасть в истерику, наблюдая за действиями своего чада и осознавая бессилие разрулить ситуацию.

Истерика у ребенка: суть и механизм развития

В медицинской практике под истерикой понимают состояние сильной возбужденности, выражающееся резкой переменой в настроении, утратой самообладания, слезами и криками.

Наиболее подвержены истерическим приступам дети в возрасте от одного до трех лет: 90% подобных вспышек приходится именно на этот период. Пиковым считается промежуток с двух до трех лет: иногда за сутки здесь наблюдается до 10–15 истерических проявлений.

К четырем годам, по мере совершенствования речевых навыков, число таких срывов резко сокращается.

Причины истерики у детей

В основе вспышек истерического характера, возникающих в детском возрасте, лежит незрелость нервной системы и неспособность обозначить потребности и эмоции в иной, социально приемлемой форме.

Читайте также:  Речь на день рождения ребенка 1 год

Спровоцировать их могут такие факторы:

  • боль, голод, жажда, духота в помещении (частые причины срывов в возрасте от семи месяцев до одного года);
  • переутомление, связанное с нарушением режима бодрствования и сна, обилием ярких впечатлений;
  • недостаток внимания со стороны взрослых;
  • неудача при выполнении какого-либо действия;
  • копирование истерического поведения другого ребенка;
  • чрезмерная опека или директивная модель поведения взрослых (повод для закатывания истерик у трехлетних детей).

Склонность к истерическим вспышкам – одна из особенностей детских возрастных кризисов, связанных с разрушением прежних поведенческих моделей и формированием новых.

Переживая кризис одного года, на пути перехода из младенчества к детству ребенок активно осваивает пространство. Теперь ему часто говорят слово «нет», и это может провоцировать яркую эмоциональную реакцию.

Кризис трех лет – время роста самостоятельности и активности. Если новые качества не находят поддержки и поощрения у окружающих, возникает негативизм, упрямство и строптивость. Чтобы отвоевать право на самостоятельность, трехлетка устраивает истерики.

Как развивается истерический приступ

Развиваясь стремительно, истерика у ребенка протекает в несколько этапов, и родителям важно научиться распознавать предвестники «представления». Активный ранее, малыш затихает, начинает хныкать и сопеть. На этой стадии еще возможно предотвратить вспышку, вовремя заметив такое затишье перед бурей. Порой здесь бывает достаточно ласково обратиться к ребенку, приобнять его, переключить внимание на значимые для него вещи, помочь в починке сломавшейся игрушки или в сборке не желающего складываться пазла.

Если момент упущен, начинается истерика. Этот процесс состоит из нескольких стадий.

  • Голосовая. Стараясь обратить на себя внимание, ребенок хнычет, а порой сразу переходит на крик.
  • Моторная. Крик сопровождается активными движениями: топаньем, бросанием разных предметов, катанием по полу, выгибанием корпуса, царапаньем. В этот момент болевой порог снижается, и маленький скандалист может травмироваться, сам того не замечая.
  • Остаточная. К этому моменту малыш морально и физически обессилен, он плачет, судорожно всхлипывая. Это может затянуться на часы.

По завершении истерического приступа остаются признаки усталости и сонливости.

Виды истерики у ребенка

У детей встречаются истерические вспышки двух видов, каждый из которых имеет свои особенности и требует разной тактики родительского поведения.

Такая классификация связана с условным разделением человеческого мозга на верхние и нижние зоны. Созревание мозговых структур идет постепенно, от подкорковых структур к коре, то есть от низших отделов к высшим. Последние, отвечающие за мышление и управление собственными эмоциями, у малолетнего ребенка не достигли зрелости, в то время как «нижний этаж», замыкающий на себе эмоциональные импульсы и инстинкты, развит с самого рождения. 

  • Произвольное истерическое поведение, именуемое также «истерикой верхнего этажа». Особенность такой истерики – ее преднамеренность. Типичный пример – скандал в торговом зале, устроенный при отказе взрослого купить игрушку: малыш хочет получить желаемое и не видит другого способа сделать это.
  • Непроизвольное поведение, или «нижний» тип истерики. Здесь первую скрипку играет «нижний этаж» мозга, неподвластный сознанию. Истерические проявления могут возникнуть в ответ на яркий свет, громкую музыку, воду, льющуюся на голову при купании, другие факторы. К такому результату часто приводит перегрузка нервной системы из-за избыточного информационного потока, недостатка сна, нервного перенапряжения. Ребенок попросту не в силах контролировать свое поведение из-за активного выброса гормонов стресса.

Ребенок 1–1,5 лет чаще устраивает истерики непроизвольно. Ближе к трем годам подобные всплески часто выступают своеобразной манипуляцией и способом обозначить свои требования – для этого возраста типична истерическая вспышка «верхнего этажа».

Родители и детская истерика: тактика поведения взрослого

Истеричное поведение ребенка – настоящее испытание на прочность для взрослого. Самые популярные приемы – угрозы, уговоры, ругань, насильственные действия, открытое игнорирование – часто не приносят результатов.

Чем опасна истерика: возможные осложнения

Широкая распространенность детских истерических вспышек не повод относиться к ним легкомысленно: такие явления чреваты осложнениями.

  • Последствия физического характера. Истерика у ребенка может сопровождаться падениями, ударами головой о мебель, о пол. Здесь возможны не только ушибы и царапины, но и более серьезные травмы, включая сотрясение мозга.
  • Нарушение поведенческого механизма. Из-за неверной родительской реакции на приступы у ребенка закрепляется стандарт поведения: он сознательно воспроизводит их для достижения целей. В подростковом периоде это приведет к формированию истерических черт характера.
  • Психические нарушения. Специфическое поведение во время срывов может трансформироваться в истерический невроз – одну из разновидностей психических нарушений, связанных с патологическим стремлением привлечь к себе внимание.

Истерика у ребенка не должна восприниматься взрослыми как обыденное явление, которое с возрастом пройдет само собой.

Что предпринять родителям: общие принципы поведения при возникновении детской истерики

Позиция взрослого в случае возникновения бурного эмоционального «представления» зависит от возраста ребенка и разновидности истерики, однако имеются общие моменты, которых стоит придерживаться в подобных ситуациях.

  • Сохранять спокойствие. Пожалуй, это самый сложный шаг, поскольку взрослые сами часто теряют самообладание, созерцая катающееся по полу чадо. Не стоит демонстрировать ответный гнев, раздражение, панику.
  • Нахождение в поле зрения ребенка. Несмотря на обилие рекомендаций по целесообразности ухода в другое помещение, такой вариант нежелателен. Во-первых, отсутствие взрослого может привести к испугу и усилить истерические проявления. Во-вторых, активные телодвижения малыша во время приступа чреваты получением травмы. Поэтому важен постоянный контроль за ситуацией при сохранении невозмутимости. Можно демонстративно надеть наушники, включить телевизор, заняться своими делами.
  • Исключение угроз и наказаний. Шлепки и ругань только усугубят проблему.
  • Тактильный контакт. Когда истерика достигнет остаточной стадии, прикосновения помогут быстрее успокоиться.
Читайте также:  У ребенка в год 1 зуб что это такое

Конкретная модель поведения взрослого при возникновении детской истерики будет различаться в зависимости от природы вспышки.

Истерика «верхнего этажа»: нужны ли переговоры с террористом

При произвольной истерике не стоит идти на уступки. Если причиной вспышки стало решение, принятое взрослым (отказ, запрет), менять его нельзя. Однажды добившись своего таким способом, юный шантажист зафиксирует столь эффективную модель поведения и станет пользоваться ею в дальнейшем. Важно, чтобы этой поведенческой тактики придерживались все члены семьи. Папино «нет» не должно трансформироваться в мамино «да».

Особенно трудно сохранять спокойствие, когда малыш закатывает истерики в общественном месте. Здесь не стоит терять самообладания, идя на поводу у маленького тирана во избежание осуждающей реакции окружающих. После одной уступки придется делать это постоянно. Ребенок будет устраивать такие спектакли при любом удобном случае, оказавшись в торговом центре, парке – там, где много благодарной публики. Здесь по возможности нужно лишить скандалиста зрителей (к примеру, перенести его в малолюдное место), сохраняя самообладание.

Оптимальный способ борьбы с детскими истериками «верхнего этажа» – установление границ и формирование у ребенка представлений о том, какое поведение является достойным и заслуживает поощрения, а какое неприемлемо.

Непроизвольная истерика: приласкать и успокоить

Когда гормоны стресса не позволяют полноценно функционировать верхним отделам мозга, ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Непроизвольная истерика быстрее сойдет на нет при тактильном контакте: пусть поведение взрослого будет ласковым и успокаивающим. Стоит попытаться обнять малыша, взять на руки, погладить по голове – важно установить контакт и помочь успокоиться.

По возможности желательно унести ребенка с места событий, взяв на руки. Когда первая волна истерики пойдет на спад, можно начать разговор тихими, успокаивающими интонациями на отвлеченные темы. После того как малыш окончательно успокоится, важно постараться выяснить причину расстройства.

От тактики родительского поведения во время истерического приступа зависит частота и интенсивность подобных вспышек в дальнейшем, а также становление детской психики и поведенческих установок.

Профилактика истерического поведения у детей

Склонность к истерикам – особенность детского возраста, поэтому родителям стоит приложить усилия, чтобы минимизировать подобные проявления.

  • Важен правильный режим дня с полноценным сном, прогулками и подвижными играми на свежем воздухе.
  • Желательно, чтобы яркие впечатления были дозированными. Шумные праздники, просмотр телепередач, не подходящих по возрасту, бурные семейные сцены перегружают детскую психику и провоцируют истерические вспышки. 
  • Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием: так у него не будет необходимости устраивать «представления». К тому же, у внимательных родителей больше шансов вовремя заметить и пресечь намечающуюся истерику. 
  • Не стоит придерживаться директивного тона в общении с ребенком (особенно это актуально для трехлеток). Подрастающий малыш должен чувствовать, что с его мнением считаются и у него есть право выбирать. К примеру, вместо «Собирайся, идем на прогулку!» стоит спросить: «Где ты хочешь погулять, в парке или во дворе?».
  • Все запреты нужно обосновывать в доступной форме (к примеру, разъяснить потенциальный вред тех или иных действий).

Истерика у ребенка – испытание для родителей. Нужно выдержать его с честью, сохраняя самообладание и придерживаясь взрослой позиции уравновешенного, спокойного и рассудительного человека.

Фото: Depositphotos, Рixabay

Источник